Подписаться на рассылку

Как предварительная подготовка сокращает стоимость внедрения биллинга: Кейс провайдера «ЦентроСеть»

Alexander Lashkov, 27 декабря 2016

Проект прошел быстро — главным образом благодаря подкованности руководителя компании-заказчика, его знакомству с Гидрой и готовностью поработать самостоятельно.

Подготовка

«ЦентроСеть» — небольшой московский интернет-провайдер, среди абонентов которого много юридических лиц. Это накладывает свой отпечаток на требования к биллинговой системе — она должна иметь хорошо проработанную функциональность по работе с документами. Именно желание по максимуму автоматизировать этот аспект работы с абонентами стало главной причиной миграции на Гидру.

«Раньше у нас был биллинг UTM 5, но его функциональности перестало хватать. К примеру, отсутствовала функция формирования, загрузки и выгрузки счетов по абонентам. Учитывая, что у нас 130-140 только клиентов-«юриков», это выливалось в большой объем ручной бухгалтерской работы. Необходимо было как-то решить эту проблему, а в Гидре нужная нам функциональность была.

Кроме того, я работал с Гидрой на одном из предыдущих мест работы еще в 2012 году и положительное мнение о системе сформировалось еще тогда.»

Алексей Шатнев — Генеральный директор компании «ЦентроСеть»

Как мы рассказывали в одной из предыдущих статей, для управления внедрениями мы используем проектную систему TeamWork, в которой расписываются задачи наших инженеров и сотрудников компании-заказчика. Практика показывает, что часто клиенты по той или иной причине не могут вовремя выполнить свой кусок работы — это затягивает проект внедрения и приводит к его удорожанию, особенно в ситуациях, когда нам приходится самим решать задачи с двух сторон, чтобы завершить начатое.

Однако в случае «ЦентроСети» все было совсем не так: задачи на стороне заказчика выполнялись в срок и наша помощь нужна была редко. Главная причина — внимательное отношение к документации Гидры. Специалисты заказчика вдумчиво ее изучали, в результате чего снимались многие вопросы, которые могли бы возникнуть.

Кроме того, это позволило «ЦентроСети» самостоятельно подготовить данные и выполнить простую миграцию — информация по абонентам была выгружена в файлы для последующей загрузки в биллинг. В итоге компании не пришлось оплачивать услугу миграции. Проект завершился в сжатые сроки.

Вот как проходил процесс внедрения.

Инфраструктура и ход проекта

Перед нами стояла задача перевести на Гидру оказание двух типов услуг: телефонии и интернет-доступа. Ниже — некоторые технические детали проекта:

Сначала мы настраивали работу телефонии. Схема выглядит так: когда абонент набирает номер, софтсвич РТУ по RADIUS делает запрос в Гидру, и биллинг отвечает, есть ли у абонента права на совершение такого звонка — например, может ли он пользоваться межгородом, а также рассчитывает длительность разговора (на сколько минут хватит денег, чтобы не уйти в минус — по исчерпанию лимита звонок обрывается).

Также был настроен встроенный в Гидру модуль предбиллинга: для части абонентов RADIUS-взаимодействие не использовалось и их звонки просто выгружались в виде CDR.

Интернет-доступ контролируется шлюзом MikroTik. На этом этапе мы прописали функциональные требования для интеграции с железом — например, согласовали то, как в провижининге Гидры будет выглядеть профиль, определяющий параметры доступа. Затем мы создали скрипт, который биллинг вызывает при изменении состояния услуг или оборудования для отражения этих изменений в конфигурации шлюза.

Настройка приема платежей сложностей не вызвала. С платежными терминалами Qiwi и агрегатором Робокасса Гидра уже интегрирована. Кроме того, в силу большого количества платежей через банк от юрлиц мы автоматизировали загрузку банковской выписки с помощью стандартной возможности Гидры. Для удобства этой категории абонентов Гидра автоматически выкладывает печатные формы счетов на оплату в личном кабинете в формате PDF.

Переход на новый биллинг был назначен на первое сентября — до этого момента мы занимались тестированием. В ночь на первое число состоялась миграция, после чего прием платежей и софтсвич переключили на работу с Гидрой.

Поскольку все абоненты уже были перенесены в базу нового биллинга специалистами «ЦентроСети», никаких сложностей при миграции не возникло — в момент перехода все правила доступа, созданные старым биллингом были отключены и запущен процесс создания новых уже Гидрой. Таким образом набор правил был актуализирован, и в дальнейшем их не потребовалось серьезно корректировать.

«Мы сами написали скрипт для миграции — выгрузили всех абонентов из базы старого биллинга в соответствии с документацией Гидры по импорту, больших сложностей здесь не было. В итоге все прошло хорошо.»

Алексей Шатнев — Генеральный директор компании «ЦентроСеть»

Не все так просто

При этом даже тот факт, что у руководителя компании-заказчика был опыт работы с Гидрой, а он и его сотрудники крайне внимательно изучали документацию системы, совсем обойтись без сложностей не удалось.

Прежде всего «всплыл» неприятный дефект — наше описание формата данных для загрузки абонентов предполагало наличие 32-х полей в CSV-файле, но последними двумя никто ранее не пользовался. В данном же случае заказчику они понадобились, и выяснилось, что эти поля не обрабатываются системой, и данные из них не учитываются. Баг оперативно исправили.

На этапе покупки Гидры заказчик забыл указать тарификацию трафика через NetFlow в опроснике для внедрения, и это выяснилось уже после начала проекта. К счастью, эта задача несложная и на сроки не повлияла: мы реализовали Netflow-аккаунтинг в рамках техподдержки.

Уже после запуска Гидры заказчик окончательно понял, что все-таки требуется и обработка переадресаций вызовов. Здесь все было не так гладко, как хотелось бы.

В случае переадресации должна применяться двойная тарификация, поскольку фактически совершается два вызова. Однако выяснилось, что из РТУ мы можем получить два запроса авторизации, но при этом получаем лишь один аккаунтинг-пакет. В результате этого звонок тарифицируется один раз, что неверно: для переадресованного звонка нужно создавать две CDR — входящую и исходящую.

При работе в онлайн-режиме Гидра создает CDR по запросу авторизации — при этом определяется и максимальная разрешенная длительность разговора. По завершению звонка приходит RADIUS-пакет Accounting Stop, по которому CDR завершается и тарифицируется.

В итоге сейчас исходящая часть переадресованного вызова тарифицируется полностью через RADIUS, а входящая часть — через RADIUS только авторизуется. Ее тарификацию решено делать с помощью отдельной настройки предбиллинга: он подбирает для таких звонков созданную ранее CDR, обновляет её параметры (длительность, состояние) и тарифицирует.

Итоги

Проект «ЦентроСети» проиллюстрировал несколько фактов, которые важно понимать всем, кто столкнулся с необходимостью миграции на новый биллинг:

«Мы работаем на Гидре около полутора месяцев — объем ручной работы бухгалтера очень сильно сократился, это одно из самых ярких впечатлений. Пожалуй, единственной, серьезной сложностью стала организация тарификации переадресованных телефонных вызовов, больше и вспомнить нечего. Мы очень довольны и планируем более подробно изучить функциональность системы, а также перевести ее резервный сервер на новое железо (HP DL20 G9).»

Алексей Шатнев — Генеральный директор компании «ЦентроСеть»

Комментариев: 0
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ

АВТОРИЗУЙТЕСЬ И ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

ИЛИ

↑ К НАЧАЛУ СТАТЬИ