Друзья! Мы совсем забыли про то, что не все наши читатели ездят на ежегодную конференцию операторов связи, где мы традиционно выступаем с докладами. В этот раз наш доклад затронул щепетильную сейчас для многих тему о повышении цен на услуги. Судя по реакции зала и активности обсуждений в кулуарах тема действительна актуальна для многих. Сегодня мы предлагаем вам развернутые тезисы доклада и видео в конце статьи.
Как поднять цены, снизить затраты и не остаться без абонентов и сотрудников
Как известно, мы производим продукт, который предполагает тесное общение с клиентом, без которого он станет бесполезен рано или поздно. В ходе этих, иной раз, длительных бесед, мы набрали опыт в области автоматизации и сервиса. Коим и хотим поделиться с вами.
Прибыльность телеком-бизнеса быстро падает. Что произошло?
К долговременному фактору — насыщению рынка — добавился еще и быстрый скачок себестоимости услуг. Если раньше можно было закрывать глаза на проблемы за счет накопившегося жирка, то сейчас самые чувствительные участники рынка начали бить тревогу в поисках новых точек роста и оптимизации.
Самая очевидная и простая (на первый взгляд) мера — повысить цены. Но мало кто хочет быть первым. Рынок не имеет опыта повышения цен, хотя в других отраслях это совершенно нормальная практика. Многие операторы боятся потери доли рынка, хотя опыт показывает, что ничего страшного не происходит. Если вы, конечно, не сразу в полтора раза цены поднимете.
Сейчас сложилась ситуация, когда сделать это не только можно, но и необходимо, чтобы у отрасли в целом было будущее. Абоненты видят, как дорожает все вокруг, поэтому и к умеренному росту цен на одну из самых необходимых услуг — связь — относятся спокойно. Глупо этим не воспользоваться.
Итак, повышаем цены. Как это сделать правильно?
Самая большая ошибка — ничего не делать в расчете на то, что абоненты придут от конкурентов. На самом деле разница в 50-70₽ для них не принципиальна, а вам скоро придется затянуть пояса. Это приведет не только к потере прибыли и недовольству собственников прямо сейчас, но и обязательно скажется на качестве услуг. Самое обидное — эти жертвы напрасны: вас ждет не приток, а ползучий отток абонентов.
Другая крайность тоже плохая — повысить цены сразу сильно. Шок от резкого повышения опять же приведет к возмущению и оттоку абонентов «на эмоциях» даже если у конкурентов цены тоже выросли.
Третья ошибка — «тошнить» повышение цен полгода по 10₽ в месяц. Это только вызовет раздражение. Абоненты привыкают к определенной сумме в месяц, и будет много отключений за неуплату, потому что недоплатили 10₽.
Четвертая — просто проиндексировать цены без изменения условий тарифного плана. Правильнее поменять не только цены, но и условия услуги, чтобы максимально затруднить прямое сравнение старых и новых цен.
Наконец, последняя ошибка — поднятие цен сразу на основную услугу, которая приносит наибольший доход. Разумнее начать повышение со второстепенных услуг. Это приучит абонентов к мысли о том, что повышение неизбежно. (Как артобстрел вдали.) Приберегите это на десерт.
Вот рабочий пример схемы повышения цен. Она состоит из трех шагов, каждый из которых затрагивает разные категории абонентов. Последний шаг — повышение цен на базовую услугу в два этапа.
С увеличением доходов разобрались. Вопросы маркетинга я сегодня затрагивать не буду, а подробно остановлюсь на повышении качества и оптимизации расходов.
Итак, качество. Что это такое и почему каждый говорит, что именно у него оно высокое, а у конкурента низкое?
Каждому, кто так говорит, хочется задать вопрос из фильма: «Какие ваши доказательства?» На деле мало кто реально измеряет качество, потому что это сложно и дорого.
Вот, например, далеко не полный набор объективных метрик качества услуги:
время подключения абонента;
время устранения неполадок;
количество инцидентов;
количество претензий;
время обработки претензий;
отток.
Вот еще метрики для колл-центра:
процент и количество отбоев;
среднее время ожидания;
длительность разговора.
Но и это еще не все. Вспомним, что качество — категория субъективная и в конечном счете оно определяется только тем, остался ли доволен клиент несмотря на все ваши недостатки.
Даже субъективный показатель можно измерить, если применить научный подход и поработать с группами людей. Например, метрика NPS измеряет отношение числа клиентов, которые готовы вас рекомендовать к числу клиентов, которые вами недовольны. Есть и еще более простые показатели, например, удовлетворенность.
Только имея перед глазами и субъективные, и объективные метрики, причем в динамике, можно понять, насколько качественные у вас услуги. Давайте проверим, кто этим занимается. Много кто собирает метрики качества в динамике и использует их в принятии решений?
Перенесемся в недалекое, надеюсь, будущее, в котором вы уже начали собирать метрики. Обычно, когда вы получаете первые результаты, сразу приходите в ужас и становится понятно, по каким направлениям у вас проседание. После того, как вы заткнете дырки, нужно сесть, передохнуть и начать системную работу над качеством.
Для этого попробуйте сделать одну простую вещь: отстранитесь от своих проблем, представьте себя на месте своего клиента в ситуациях, когда ему нужно что-то от оператора. Сразу же появится куча идей, как должно быть в идеале. После этого составляете план, выполняете его. И очень важно получать обратную связь, вы должны увидеть улучшение метрик, иначе все это бесполезно.
Кроме прямого улучшения качества есть и маленькие хитрости. Всегда хорошо работает, когда вы делаете что-то сверх ожиданий клиента, даже если это что-то вам ничего не стоит. Например, у нас в Зеленограде заправщики на заправке «BP» читают стихи. Это выбивает клиента из колеи в хорошем смысле слова — что вы меньше всего ожидаете от заправщика, так это поэзии. Результат — клиент вас запомнит и расскажет о вас знакомым так же, как я сейчас это сделал.
Другой прием — чисто психологический: оператор звонит под видом получения обратной связи и просит оценить качество оказанной недавно услуги, например, подключения или визита скорой компьютерной помощи или обращения в техподдержку. Клиенту задается простой вопрос: остался ли он доволен оказанной услугой. Ему приходится порефлексировать, задуматься об этом. Человек так воспитан, что ему сложно говорить другим гадости, особенно если негатива у него нет. Поэтому скорее всего он скажет вслух «да, мне все понравилось» даже если на самом деле ему все равно и он про вас уже и думать забыл под грузом своих проблем. Говоря вслух, он сам себя убеждает, что вы молодцы, таким образом повышая свою удовлетворенность и готовность вас рекомендовать. Это давно поняли автосервисы и каждый, кто чинил машину, наверняка с этим сталкивался.
Наконец, третий вопрос, который я хочу сегодня поднять — автоматизация ручного труда. Вот три проблемы, с которыми на часто приходилось сталкиваться.
Подробно рассмотрим автоматизацию IPoE-сетей, а именно, учета привязок абонентов к портам и контроля за MAC-адресами. Это проблема затрагивает и качество сервиса — у абонентов ломается сеть каждый раз при замене роутера, и затраты на подключение — нужно на каждое подключение находить правильный свободный порт и звонить в офис каждый выезд.
Все эти проблемы можно устранить автоматизацией. На решение нас натолкнул один наш клиент. Идея проста:
Когда в сети появляется новое подключение на свободном порту, автоматически заводить в биллинге привязку абонента к этому порту.
Когда у абонента изменяется MAC-адрес, автоматически обновлять его в биллинге.
Как при этом обеспечить безопасность и узнать, к какому абоненту относится это событие? Очень просто — когда это произошло, отправляем абонента на специальную страницу, где он вводит свой логин и пароль от личного кабинета.
В заключение вот наш прогноз на ближайший год. Выиграет тот, кто грамотно повысит цены, при этом подтянет сервис и займется автоматизацией.
Ну а для тех, кому стало интересно, посмотрите наш доклад