Компания «Телепорт» — оператор triple play, который предоставляет услуги цифрового кабельного ТВ, доступа в Интернет и домашней телефонии для физических лиц в подмосковной Лобне с 2008 года. За восемь лет телеком-оператор набрал базу в 10,5 тысяч активных клиентов, большинство из которых смотрят цифровое телевидение.
В сентябре нынешнего года «Телепорт» перешел на биллинг Гидра. Мы пообщались с заказчиком по горячим следам и выяснили, какие впечатления у подмосковного телеком-оператора от нового биллинга, и узнали, как прошел переезд со старого софта.
До знакомства с Гидрой компания «Телепорт» успела протестировать несколько биллингов. По словам Директора по расчетам и обслуживанию клиентов компании Сергея Блинова, дольше всего эксплуатировались биллинги GTDB и PortaBilling. Однако ни один из предшественников не удовлетворял требованиям оператора. Так, от ACP GTDB пришлось отказаться из-за полного отстуствия маркетинговых возможностей: биллинг не поддерживал проведение акций и не позволял делать скидки отдельным клиентам.
Пришедший на смену PortaBilling был выбран после слияния «Телепорта» с другим VoIP-оператором. Эта система ориентирована в основном на телефонную связь, а ее бизнес-логика — на работу с юридическими лицами, поэтому «Телепорт» столкнулся с рядом технических сложностей. Даже самые необходимые операции — например, отмену неверного платежа — в PortaBilling выполнить было невозможно. Неизбежно возникающие задачи требовали написания сложного user-кейса и долгого и затратного процесса разработки. В результате, ждать необходимых усовершенствований приходилось до полугода. Кроме того, руководство «Телепорта» было крайне недовольно высокой стоимостью технической поддержки.
Проработав на Porta более 2 лет, компания «Телепорт» решила перейти на SaaS-версию Гидры.
| «Этот выбор не был случайным: до перехода я наблюдал за биллингом Гидра около пяти лет и за это время смог отметить ряд его неоспоримых преимуществ. Переход на Гидру стал оптимальным решением для нашей компании.»
Сергей Блинов — Директор по расчетам и обслуживанию клиентов, |
Главным преимуществом Гидры Сергей считает выверенную логику работы системы с триггерами — по наступлении каждого события биллинг посылает команды-уведомления на сервер компании. Оценили в «Телепорте» и логику работы с платежами — все они отображаются в виде электронных документов. Это крайне важно в случае ошибки сотрудника — можно исправить недочет, не засоряя лишними правками систему.
| «Не могу сказать, что на выбор биллинга сильно повлиял интерфейс, ведь к любому интерфейсу можно привыкнуть. Впрочем, интерфейс у Гидры хорош: быстрый и понятный.»
Сергей Блинов — компания «Телепорт» |
Маркетинговые возможности Гидры в «Телепорте» сейчас еще тестируются — после запуска телеком-оператор успел провести всего одну акцию, но процесс ее подготовки сотрудники назвали крайне удобным.
По нашему мнению, «Телепорт» правильно подходит к использованию нового биллинга — компания осваивает маркетинговые возможности системы, вводя их поэтапно. Это позволяет избежать не только технических, но и организационных сложностей — не секрет, что далеко не все маркетинговые акции бывают удачными, и только тщательное тестирование «в полях» на ограниченной аудитории может дать уверенность в успехе.
Сеть оператора построена следующим образом. На двух технологических площадках (ММТС-9 и ММТС-10) установлены сервисные маршрутизаторы и подключено два внешних канала связи. От ядра до городов Лобня и Октябрьский построена волоконно-оптическая сеть. Непосредственно в городах присутствия используется технология Ethernet по принципу FTTB. При этом в Лобне остается и сегмент сети, построенный по технологии DOCSIS.
В качестве технологий доступа в настоящее время используется IPoE и PPP для DOCSIS, а аутентификация осуществляется по mac-ip с участием шейперов.
Технически сеть «Телепорта» построена на технологиях Metro Ethernet и DOCSIS. Для аутентификации и авторизации используются следующие технологии:
Вопреки расхожему мнению, процесс перехода на новый биллинг не принес компании проблем. «Телепорт» заказывал услугу внедрения Гидры, поэтому со стороны оператора миграцией занимались всего двое инженеров, совмещая ее с текущей работой.
Проект был разбит на несколько этапов:
Работы свелись к выполнению нескольких задач:
Для реализации описанных шагов «Телепорт» применяет оборудование Cisco, на котором был включена функция DHCP Relay.
| «Наиболее сложным моментом проекта была именно настройка управления через файрвол. Событийная система Гидры настроена на обработку трех главных событий — подключение, отключение и изменение состояния абонента. В данном случае требовалось увеличить число этих состояний, что позволило бы более гибко управлять доступом абонентов. Создание абонентов, их активация, подключение и отключение услуг, их настройка (например, скорость доступа) — логика работы биллинга должна была усложниться.»
Сергей Мацак — ведущий инженер отдела внедрения, |
Нам пришлось поработать над тем, чтобы понять, как именно требуемые изменения можно совместить с текущей функциональностью Гидры, в решении этой задачи помогли хорошо расписанные совместно с заказчиком функциональные требования (какие команды в каких случаях отправляются). Ниже представлен скриншот описания таких требований:

Описания команд для взаимодействия биллинга и файрвола при управлении доступом
Процесс миграции занял у компании три месяца — работы велись с мая по сентябрь 2016 года, хотя изначально на переход отводилось более полугода. Мы считаем, что переход на новый биллинг и перенос данных абонентов в облако завершились оперативно благодаря хорошей технической подготовке к миграции компании-заказчика.
| «Это было непросто, долго, но безболезненно для «Телепорта», поскольку мы обстоятельно подготовились к миграции. Нам выделили отличного инженера, который понятно объяснил все необходимые действия. Можно сказать, что для нас это был такой квест, достаточно увлекательный.»
Сергей Блинов — компания «Телепорт» |
Одной из главных сложностей был перенос абонентов. Выгрузка данных из старой системы и загрузка их в новую должна происходить в течение одного дня, но отсутствие штатного программиста не позволило сделать выгрузку быстро — информацию «перезалили» только на следующий день. В результате сотрудникам пришлось вручную проверять внесенные в облако сведения.
В первую неделю после миграции у сотрудников «Телепорта» было немало вопросов в техподдержку Гидры, но затем их количество снизилось. Все неожиданные сложности, с которыми столкнулся телеком-оператор при переходе — например, настройка платежного шлюза «Робокасса» — были решены при помощи со стороны Гидры.
| «Сейчас наша главная задача — правильно настроить все те опции, которые не были предусмотрены в прежних биллинговых системах. Например, сейчас я настраиваю шаблоны документов. Я не программист, поэтому у меня время от времени возникают сложности, но я не считаю, что это проблема биллинга. Когда у меня возникают вопросы, я сразу обращаюсь в техподдержку.»
Сергей Блинов — компания «Телепорт» |
В настоящий момент «Телепорт» использует Гидру для КТВ, интернета, также осуществляется перенос в новую систему обработки услуг телефонии. В планах — перевод аутентификации абонентов на Option 82 по принципу привязки абонента к порту коммутатора.
| «Из того, что нам уже дала Гидра: интеграция с Робокассой на уровне личного кабинета, интеграцию с BRAS, запуск SMS-уведомлений, хорошо работающую маркетинговую акцию.»
Сергей Блинов — компания «Телепорт» |