Подписаться на рассылку

Оптимальное решение: почему телеком-оператор «Телепорт» перешел на биллинг Гидра

Alexander Lashkov, 06 декабря 2016

Компания «Телепорт» — оператор triple play, который предоставляет услуги цифрового кабельного ТВ, доступа в Интернет и домашней телефонии для физических лиц в подмосковной Лобне с 2008 года. За восемь лет телеком-оператор набрал базу в 10,5 тысяч активных клиентов, большинство из которых смотрят цифровое телевидение.

В сентябре нынешнего года «Телепорт» перешел на биллинг Гидра. Мы пообщались с заказчиком по горячим следам и выяснили, какие впечатления у подмосковного телеком-оператора от нового биллинга, и узнали, как прошел переезд со старого софта.

Что не устроило в предыдущем биллинге

До знакомства с Гидрой компания «Телепорт» успела протестировать несколько биллингов. По словам Директора по расчетам и обслуживанию клиентов компании Сергея Блинова, дольше всего эксплуатировались биллинги GTDB и PortaBilling. Однако ни один из предшественников не удовлетворял требованиям оператора. Так, от ACP GTDB пришлось отказаться из-за полного отстуствия маркетинговых возможностей: биллинг не поддерживал проведение акций и не позволял делать скидки отдельным клиентам.

Пришедший на смену PortaBilling был выбран после слияния «Телепорта» с другим VoIP-оператором. Эта система ориентирована в основном на телефонную связь, а ее бизнес-логика — на работу с юридическими лицами, поэтому «Телепорт» столкнулся с рядом технических сложностей. Даже самые необходимые операции — например, отмену неверного платежа — в PortaBilling выполнить было невозможно. Неизбежно возникающие задачи требовали написания сложного user-кейса и долгого и затратного процесса разработки. В результате, ждать необходимых усовершенствований приходилось до полугода. Кроме того, руководство «Телепорта» было крайне недовольно высокой стоимостью технической поддержки.

Проработав на Porta более 2 лет, компания «Телепорт» решила перейти на SaaS-версию Гидры.

«Этот выбор не был случайным: до перехода я наблюдал за биллингом Гидра около пяти лет и за это время смог отметить ряд его неоспоримых преимуществ. Переход на Гидру стал оптимальным решением для нашей компании.»

Сергей Блинов — Директор по расчетам и обслуживанию клиентов,
ООО «Телепорт»

Почему «Гидра»

Главным преимуществом Гидры Сергей считает выверенную логику работы системы с триггерами — по наступлении каждого события биллинг посылает команды-уведомления на сервер компании. Оценили в «Телепорте» и логику работы с платежами — все они отображаются в виде электронных документов. Это крайне важно в случае ошибки сотрудника — можно исправить недочет, не засоряя лишними правками систему.

«Не могу сказать, что на выбор биллинга сильно повлиял интерфейс, ведь к любому интерфейсу можно привыкнуть. Впрочем, интерфейс у Гидры хорош: быстрый и понятный.»

Сергей Блинов — компания «Телепорт»

Маркетинговые возможности Гидры в «Телепорте» сейчас еще тестируются — после запуска телеком-оператор успел провести всего одну акцию, но процесс ее подготовки сотрудники назвали крайне удобным.

По нашему мнению, «Телепорт» правильно подходит к использованию нового биллинга — компания осваивает маркетинговые возможности системы, вводя их поэтапно. Это позволяет избежать не только технических, но и организационных сложностей — не секрет, что далеко не все маркетинговые акции бывают удачными, и только тщательное тестирование «в полях» на ограниченной аудитории может дать уверенность в успехе.

Сложности миграции

Сеть оператора построена следующим образом. На двух технологических площадках (ММТС-9 и ММТС-10) установлены сервисные маршрутизаторы и подключено два внешних канала связи. От ядра до городов Лобня и Октябрьский построена волоконно-оптическая сеть. Непосредственно в городах присутствия используется технология Ethernet по принципу FTTB. При этом в Лобне остается и сегмент сети, построенный по технологии DOCSIS.

В качестве технологий доступа в настоящее время используется IPoE и PPP для DOCSIS, а аутентификация осуществляется по mac-ip с участием шейперов.

Технически сеть «Телепорта» построена на технологиях Metro Ethernet и DOCSIS. Для аутентификации и авторизации используются следующие технологии:

Вопреки расхожему мнению, процесс перехода на новый биллинг не принес компании проблем. «Телепорт» заказывал услугу внедрения Гидры, поэтому со стороны оператора миграцией занимались всего двое инженеров, совмещая ее с текущей работой.

Проект был разбит на несколько этапов:

Работы свелись к выполнению нескольких задач:

Для реализации описанных шагов «Телепорт» применяет оборудование Cisco, на котором был включена функция DHCP Relay.

«Наиболее сложным моментом проекта была именно настройка управления через файрвол. Событийная система Гидры настроена на обработку трех главных событий — подключение, отключение и изменение состояния абонента. В данном случае требовалось увеличить число этих состояний, что позволило бы более гибко управлять доступом абонентов. Создание абонентов, их активация, подключение и отключение услуг,  их настройка (например, скорость доступа) — логика работы биллинга должна была усложниться.»

Сергей Мацак — ведущий инженер отдела внедрения,
ООО «Латера
»

Нам пришлось поработать над тем, чтобы понять, как именно требуемые изменения можно совместить с текущей функциональностью Гидры, в решении этой задачи помогли хорошо расписанные совместно с заказчиком функциональные требования (какие команды в  каких случаях отправляются). Ниже представлен скриншот описания таких требований:

Гидра_конфигурации

Описания команд для взаимодействия биллинга и файрвола при управлении доступом

Процесс миграции занял у компании три месяца — работы велись с мая по сентябрь 2016 года, хотя изначально на переход отводилось более полугода. Мы считаем, что переход на новый биллинг и перенос данных абонентов в облако завершились оперативно благодаря хорошей технической подготовке к миграции компании-заказчика.

«Это было непросто, долго, но безболезненно для «Телепорта», поскольку мы обстоятельно подготовились к миграции. Нам выделили отличного инженера, который понятно объяснил все необходимые действия. Можно сказать, что для нас это был такой квест, достаточно увлекательный.»

Сергей Блинов — компания «Телепорт»

Одной из главных сложностей был перенос абонентов. Выгрузка данных из старой системы и загрузка их в новую должна происходить в течение одного дня, но отсутствие штатного программиста не позволило сделать выгрузку быстро — информацию «перезалили» только на следующий день. В результате сотрудникам пришлось вручную проверять внесенные в облако сведения.

Взаимодействие с техподдержкой

В первую неделю после миграции у сотрудников «Телепорта» было немало вопросов в техподдержку Гидры, но затем их количество снизилось. Все неожиданные сложности, с которыми столкнулся телеком-оператор при переходе — например, настройка платежного шлюза «Робокасса» — были решены при помощи со стороны Гидры.

«Сейчас наша главная задача — правильно настроить все те опции, которые не были предусмотрены в прежних биллинговых системах. Например, сейчас я настраиваю шаблоны документов. Я не программист, поэтому у меня время от времени возникают сложности, но я не считаю, что это проблема биллинга. Когда у меня возникают вопросы, я сразу обращаюсь в техподдержку.»

Сергей Блинов — компания «Телепорт»

Итоги и планы

В настоящий момент «Телепорт» использует Гидру для КТВ, интернета, также осуществляется перенос в новую систему обработки услуг телефонии. В планах — перевод аутентификации абонентов на Option 82 по принципу привязки абонента к порту коммутатора.

«Из того, что нам уже дала Гидра: интеграция с Робокассой на уровне личного кабинета, интеграцию с BRAS, запуск SMS-уведомлений, хорошо работающую маркетинговую акцию.»

Сергей Блинов — компания «Телепорт»

Комментариев: 0
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ

АВТОРИЗУЙТЕСЬ И ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

ИЛИ

↑ К НАЧАЛУ СТАТЬИ