С предыдущего выпуска рассылки не так много воды утекло, но ситуация на рынке начала резко меняться благодаря сломавшемуся рублю.
Что происходит и как быть? Я пообщался с несколькими операторами из разных регионов, и вот что они думают:
- Настроение колеблется от легкой паники до дзен-спокойствия.
- Сильно выросли затраты на стройку, так как они номинированы в валюте.
- Начатую стройку операторы заканчивают, а не начатую отменяют. Вообще, все планы экстенсивного расширения на 2015 год отменяются.
- В целом бизнесу ничто не угрожает, долларовых кредитов ни у кого нет (или не признаются).
- Тем не менее, даже без расширения покрытия растут текущие затраты на подключение абонентов — в первую очередь это, конечно, витая пара, но даже отечественные расходники завязаны на доллар. Выросла и цена абонентского оборудования — роутеров и ТВ-приставок.
- Абсолютно все ожидают повышения цен у конкурентов и собираются повысить их сами.
- Рост цен сдерживается неповоротливостью федеральных операторов, которые пока не успели отработать ситуацию.
Итак, существует серьезный запрос на повышение цен. Операторы, как и любой другой бизнес, не хотят терять маржу. Но в отличие от другого бизнеса, у вас есть возможность ее сохранить — услуги связи стали такой же необходимостью, как электроэнергия и водопровод, но цены на них пока не регулируются государством. В условиях кризиса ТВ и доступ в Интернет становятся самыми доступными развлечениями, поэтому отказываться от них будут в последнюю очередь.
Вопрос сейчас только в том, когда и как произойдет повышение, то есть в маркетинге. У меня есть четыре рекомендации, которые помогут пройти трудные времена без потерь и даже вырасти.
1. Повышайте цены постепенно
«Рубить хвост по частям» обычно бывает болезненной операцией, но не в нашем случае. Вот преимущества такого подхода:
- Вы сохраняете контроль над ситуацией. Если на одном из шагов повышения что-то пойдет не так, достаточно будет скорректировать только последний шаг, сохранив все предыдущие. Так как в условиях кризиса ситуация быстро меняется, остается возможность оперативно реагировать на нее.
- Постепенное повышение цен не так заметно для абонента, как и для государственных органов вроде ФАС. Первая реакция возмущенного резким повышением абонента — зайти на сайт конкурента, вдруг у него цена еще старая. А несколько повышений по 20-30 рублей с интервалом в два месяца не стоят таких усилий. К тому же, в первые месяцы нового года будет дорожать все и в первую очередь продукты питания. Цены на них вряд ли взлетят одномоментно, а будут расти постепенно. Абоненты будут нормально воспринимать то, что все вокруг дорожает.
- Появляется возможность «нащупать» оптимальную цену. Сейчас никто не знает, что будет через три или шесть месяцев с долларом и рабочими местами, поэтому резкое повышение цены скорее всего приведет либо к завышенной (ведет к оттоку абонентов), либо к заниженной (ведет к снижению маржи) цене.
- Снижаются связанные со взаимным недоверием риски в случае (разумеется, гипотетическом) ценового сговора с конкурентами. К тому же несколько раундов постепенных повышений у нескольких конкурентов, грамотно распределенные во времени, подавят желание абонентов куда-то уходить.
2. Повышайте цены неявно
Повышение «в лоб» по всем тарифным планам сработает, но более продвинутые способы повысить ARPU вызовут меньше возмущения. Вот несколько идей:
- Одновременно с повышением цены измените параметры услуги так, чтобы нельзя был напрямую сравнить старую цену с новой. Например, Интернет 30 Мбит/с за 600 рублей заменяется на 40 Мбит/с за 650 рублей или в ТВ-пакет одновременно с подорожанием добавляются новые каналы.
- Ликвидируйте самый дешевый тарифный план, а также старые нерентабельные тарифные планы. Это не только повысит ARPU, но и, скорее всего, избавит вас от самых недовольных абонентов. Пусть они досаждают конкурентам.
- Немного повысьте цены только в пакетном предложении Интернет+ТВ. А каждая услуга по отдельности пусть подорожает сильнее.
- Введите платное подключение. Бесплатное можно сохранить в рекламных целях, например, только для абонентов, которые приходят подключаться сразу с другом или подключаются на дорогой тарифный план.
3. Уменьшите порог входа для абонента
Так как абонентское оборудование — роутеры, GPON-модемы, ТВ-приставки и CAM-модули резко подорожали, а доходы абонентов не выросли и не вырастут в ближайшее время, для них серьезно вырос порог входа. Для оператора это означает снижение притока.
Как можно с этим бороться? Предоставляйте оборудование в рассрочку на 6–18 месяцев (чем выше стоимость, тем больше рассрочка), включив его стоимость и стоимость подключения в тарифный план. Это дает вам следующие преимущества:
- Подключение становится доступным для абонента: ему больше «не нужно» платить за подорожавшее оборудование и ставшие платными работу и расходные материалы.
- Вы привязываете к себе абонента на достаточно долгий срок, угрожая санкциями при досрочном расторжении договора — оплатой полной стоимости оборудования и подключения. Конечно, российское законодательство не дает оператору всех необходимых рычагов давления на абонента, но эту схему используют уже многие крупные российские операторы, а в других странах она вообще является основным способом подключения.
Разумеется, обычные тарифные планы должны также сохраниться. Во-первых, чтобы абоненту было с чем сравнивать выгоду, а во-вторых, многие абоненты принципиально не хотят привязываться к оператору.
4. Сосредоточьтесь на оптимизации
Скорее всего 2014 год был последним годом экстенсивного роста операторских сетей. Годы быстрого роста создали огромное количество возможностей для оптимизации, автоматизации и улучшения качества услуг, а также маркетинга. В 2015 году они будут драйверами роста рынка и выиграют те операторы, кто их по максимуму использует.
Вот несколько идей:
- Автоматизация техподдержки.
- Автоматизация абонентского отдела. Больше никаких походов в офис для абонента.
- Отказ от приема платежей через кассовые аппараты, или хотя бы его сокращение.
- Минимизация или полный отказ от бумажного документооборота в бизнес-процессах подключения и обслуживания абонента.
- Интернет-продвижение оператора: SEO, SMM, контекстная реклама.
- Совместные маркетинговые акции с другими компаниями: торговыми центрами, магазинами электроники, поставщиками контента.
Заключение
Наступающий год будет для операторов нелегким, но лучше, чем в других отраслях, а главное, полным возможностей. Не упустите их!
P.S. После новогодних праздников мы хотим провести вебинар-обсуждение на тему борьбы с кризисом в отдельно взятой отрасли. Пожалуйста, присылайте вопросы к вебинару мне на почту ask_dk@latera.ru или оставляйте комментарии тут.