Подписаться на рассылку

Автоматический мониторинг биллинга — необходимость, а не роскошь

Дмитрий Коплович, 12 февраля 2025

Разбираемся, зачем оператору связи нужен мониторинг биллинга, как он работает и какие проблемы решает.

Внимание! Если вы являетесь техническим специалистом, то интересующая вас информация находится в конце этой статьи. До этого рассказываем о мониторинге просто и на понятном языке ;)

Представьте, что вы пилот самолёта, но у вас нет приборной панели. Вам не видно высоту, скорость, запас топлива – есть только ощущения и интуиция. Полёт может идти гладко… пока внезапно не начнутся проблемы. Вы узнаете о них слишком поздно, когда исправить что-то будет слишком сложно или невозможно.

Так же работают операторы связи без системы мониторинга. Проблемы копятся незаметно, пока не выливаются в массовые сбои, потери клиентов и финансовые убытки. Но что, если можно предвидеть и предотвратить ошибки заранее? Именно для этого нужен мониторинг.

Что делает мониторинг?

🚑 Мониторинг предотвращает инциденты до их появления

Пример 

Представьте, что на вашем жёстком диске заканчивается место. Без мониторинга вы заметите это только тогда, когда система перестанет работать. С мониторингом же вы получите предупреждение заранее, ещё при 80% заполнения диска. Это даст вам время спокойно решить проблему, предотвратив сбой.

Пример 

Перед сбоями в системе авторизации серверы часто испытывают повышенную нагрузку. Мониторинг фиксирует такие аномалии заранее, позволяя устранить проблему до того, как она затронет клиентов.

⏩ Мониторинг ускоряет устранение проблем и снижает затраты

Пример 

Представьте, что система отправки уведомлений абонентам дала сбой. Без мониторинга проблему заметят лишь через пару недель, когда в очереди накопятся тысячи неотправленных сообщений. Придётся разбираться с задержкой, вручную очищать очереди и повторно отправлять СМС.

Но если мониторинг зафиксирует сбой сразу и подаст сигнал, техподдержка оперативно устранит проблему. Клиенты не столкнутся с неудобствами, а оператор избежит массовых жалоб и лишних затрат.

Пример 

Новый клиент оплатил подключение интернета, но из-за сбоя в провижининге услуга так и не активировалась. Без мониторинга проблему заметят только тогда, когда пользователь сам обратится в поддержку. С мониторингом сбой будет обнаружен сразу, а техподдержка оперативно решит проблему. Клиент получит услугу без задержек и останется доволен, даже не заметив неполадки.

🕵️ Мониторинг помогает расследовать причины инцидентов

Иногда происходят загадочные сбои, причины которых не очевидны. Мониторинг хранит историю всех событий и метрик, что позволяет «отмотать время назад» и понять, что произошло. Это особенно полезно при расследовании ночных инцидентов и поиске причин нестабильной работы виртуальных машин.

🤹Мониторинг помогает эффективно использовать ресурсы.

▪️ Перед расширением функционала важно точно оценить нагрузку на оборудование и заранее спланировать необходимые ресурсы. Без мониторинга у вас не будет точных данных, что вероятно приведет к лишним затратам на оборудование.

▪️ Мониторинг оптимизирует расписание задач, позволяя выбирать лучшее время для ресурсоёмких операций и предотвращать перегрузку серверов.

📊 Мониторинг заменяет ручные проверки

Быстрое выявление проблем – через веб-интерфейс можно оперативно обнаружить сбой без необходимости ручного подключения к серверу и длительного поиска причины.

Как работает мониторинг?

Мониторинг в реальном времени следит за состоянием серверов, биллинга и других ключевых компонентов OSS/BSS-системы.
Если случается какая-то проблема, вы получите об этом сообщение на электронный адрес или в telegram. Можно настроить как личные, так и групповые уведомления.

Кроме того, у вас будет доступ к веб-интерфейсу системы мониторинга, где на отдельном дашборде вы можете отслеживать сработавшие триггеры и анализировать графики нагрузки на сервер.

Веб-интерфейс мониторинга удобный и понятный даже неспециалистам. С ним больше не нужно вручную заходить в командную строку сервера для проверки его состояния. Благодаря мониторингу можно разграничить доступ – первая линии техподдержки выявляет проблемы в мониторинге и передает их специалистам, при этом не имея доступ к критически важным системам.

Какие параметры отслеживает мониторинг? (тот самый раздел для технических специалистов)

Ниже перечень элементов, которые отслеживаются мониторингом.

  ▪️ Нагрузка на сервер – использование CPU, RAM, дисковой системы, количество активных процессов, использование файла/раздела подкачки, сетевых интерфейсов, наличие ошибок при сетевом взаимодействии.

▪️ Состояние базы данных – использование табличных пространств, сегмента отката, очередей, контроль количества строк, контроль синхронизации репликации, контроль количества поврежденных данных во всей СУБД. 

▪️Работа системных заданий биллинга – текущий статус, наличие ошибок и предупреждений в их результатах.

▪️ Использование лицензии по количеству абонентов, а также количество абонентов разной степени реальной активности (с подписками, с платежами и списаниями в последние полгода)

▪️ Обработка данных о звонках (CDR) – наличие нетарифицированных записей, дата последней загрузки.

▪️ Нагрузка на дисковую подсистему – утилизация диска, количество операций ввода-вывода, очередь к диску, относительное и абсолютное время ожидания ввода-вывода, размер этих операций, доля операций чтения, длина очереди к диску.

▪️ Состояние очередей провижининга – размер очередей и количество слушателей.

Все актуальные проблемы сведены в отдельный дашборд, уведомления можно получать в почту и Telegram (как лично, так и в группе).

Выводы

Мониторинг помогает:

✅Предотвращать проблемы до их появления;

✅Быстро реагировать на инциденты;

✅Экономить ресурсы;

✅Повышать качество обслуживания.

Внедрение мониторинга — это инвестиция, которая окупается за счет:

✔️Предотвращения дорогостоящих аварий;

✔️Сокращения времени простоя оборудования;

✔️Оптимального использования ресурсов;

✔️Сохранения лояльности клиентов.

В современном конкурентном мире телекоммуникаций мониторинг — это не роскошь, а необходимость для тех, кто хочет оставаться лидером рынка.

Если у вас остались вопросы по мониторингу — можете написать на почту e.shchibrya@hydra-billing.com

Спасибо за прочтение!🚀

Комментариев: 0
КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ

АВТОРИЗУЙТЕСЬ И ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ

ИЛИ

↑ К НАЧАЛУ СТАТЬИ